Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лотосовая сутра

Энциклопедический словарь

ЛОТОСОВАЯ СУТРА - «ЛО́ТОСОВАЯ СУ́ТРА» (санск.: Саддхарма-пундарика-сутра, букв.: Сутра Белого лотоса Благого Закона), один из самых ранних и авторитетных текстов махаяны (см. МАХАЯНА). Белый лотос - символ незапятнанной чистоты. В большинстве версий (в том числе сохранившихся санскритских) Сутра состоит из 26 глав в стихах и прозе, из которых первые 20 (особенно 1-9, 17) учеными датируются 1 в. до н. э., остальные были завершены к 3 в. Первый китайский перевод выполнен в 255 г., после этого она переводилась в 286, 290, 335, 406 (Кумарадживой (см. КУМАРАДЖИВА) и этот перевод стал священным текстом нескольких школ Китая, Кореи и Японии ) и в 601 г., но сохранились только 3-ий, 5-ый и 6-ой из них.

Сквозная тема Сутры посвящена ключевой доктрине махаяны - достижению освобождения от страданий и буддства с помощью искусных средств (упайя-каушалья). Поскольку природа буддства непостижима рассудком (ачинтья), постольку Будда (см. БУДДА) Шакьямуни, беспредельно сострадая живым существам, создал Закон (Дхарма (см. ДХАРМА)), доступный пониманию верующих, но его истинность относительна (абсолютная же истина вне слов и знаков). Закон подобен средству передвижения (наприм., плоту), надобность в котором отпадает надобность по прибытии в пункт назначения. Проповедуемый в Сутре Путь освобождения объявляется единственным (эка-яна), им прошел Будда (буддха-яна), и посредством него все существа станут буддами. Остальные степени святости хинаяны и пути их достижения несовершенны. В сутре немало отводится места предсказаниям того, что великие архаты (см. АРХАТ) хинаяны (см. ХИНАЯНА) , наприм., Шарипутра, придут к буддству.

В «Лотосовой сутре» действующими лицами названы ряд бодхисаттв (см. БОДХИСАТТВА), позднее ставших великими: Майтрея (см. МАЙТРЕЯ), Манджушри (см. МАНДЖУШРИ) , Авалокитешвара (см. АВАЛОКИТЕШВАРА), а также другие безымянные и бессчетные. В ней также приводятся суждения о сверхъестественности Будды, который «превосходит и время и пространство», что можно считать предварительным условием возникновения доктрины Дхарма-кайя (см. ДХАРМА-КАЙЯ) (Тела Закона Будды).

Своему миссионерскому успеху, особенно в странах Дальнего Востока, Сутра обязана как «драматической» форме изложения, так и тому, что основные буддийские доктрины в ней излагаются посредством пространных сопоставлений с жизненными ситуациями, как и в Джатаках (см. ДЖАТАКА). Кроме того, в ней повествуется о вещах популярных у простых верующих: магические силы Будды, чудеса, творимые Авалокитешварой, пребывание Будды на небесах и т.д., а также сообщаются мистические формулы (дхарани), правильное произношение которых способствует земным успехам. Буддийские мыслители не случайно относили «Лотосовую сутру» к текстам «легкой практики», т.е. культивирующей исповедальные основы религии, а не трудное совершенствование в познании и созерцании.

Полезные сервисы